стоимость услуг

Олег Пахомов

Адвокат

г. Москва

ул. Доброслободская 6 с. 2

 

Надзор за исполнением законов

 

 

Одним из основных и наиболее важных, существенных направлений надзора в осуществлении органами прокуратуры (далее - ОП) своих функций является надзор за исполнением законов или, как принято называть его на практике, "общий надзор". Правовое регулирование данного надзора законодательно закреплено в ФЗ "О прокуратуре РФ", в различных других НПА, а также в актах ОП, например, в приказах Ген.прокурора РФ №188, №400, №454.

 

Надзор называется "общим" так как он охватывает все сферы жизнедеятельности человека и включает в себя множество широких направлений, например, надзор за исполнением законодательства в сфере труда, экономики, в соц., сфере, и т.д.

 

В предмет вышеназванного надзора входят три элемента: во-первых, это соблюдение Конституции РФ, т.е. следование запретам, выполнение обязанностей, установленных в ней; во-вторых, это исполнение законов, которые применяются на территории РФ,  т.е. совершение каких-либо активных действий по реализации положений этих законов; в-третьих, это соответствие законам таких актов, которые издают поднадзорные субъекты и объекты, входящими в предмет этого надзора.

 

Основной целью этого надзора является одинаковое, точное исполнение и применение законов всеми поднадзорными субъектами и объектами.

 

Стоит сказать, что перечень объектов, за которыми ОП осуществляет надзор, содержится в ст.21 ФЗ "О прокуратуре РФ".

 

К субъектам относятся должностные, а также иные лица органов, которые являются объектами надзора.

 

Важное значение для действенности данного направления надзора играют его пределы, т.е. те границы правовых требований, в рамках которых прокурор осуществляет свой надзор. Пределы могут быть установлены:

 

-по предмету (например, ОП не осуществляет надзор за исполнением подзаконных актов, только за их соответствием и за исполнением самих законов);

 

-по кругу поднадзорных объектов и субъектов (их перечень дается в законе и является исчерпывающим).

 

Основные полномочия в этом надзоре можно разделить на 3 группы: по выявлению нарушений, по реагированию на эти нарушения и полномочия, связанные с их предупреждением. Первая группа полномочий закреплена в ст.22 ФЗ "О прокуратуре РФ". Во второй группе выделяют вынесение основных, частоприменяемых актов прокурорского реагирования, например, протест, представление, постановление о возбуждение производства по делу об административном нарушении, а также освобождение лиц, которые были незаконно подвергнуты административному задержанию. К третий группе принято относить предостережение о недопустимости нарушений законных требований, которое, по общему правилу, должно быть объявлено должностному или иному лицу, намеревавшимся его нарушить.

 

Среди правовых средств, применяемых ОП, выделяются: прокурорские проверки, а также такие средства по реагированию на ранее выявленные нарушения законных требований.

На основании вышеизложенного таким образом можно сказать, что общий надзор является первостепенным направлением надзора в деятельности ОП, так как на основе соблюдения Конституции РФ, исполнения законов РФ строятся все остальные направления надзора.