стоимость услуг

Олег Пахомов

Адвокат

г. Москва

ул. Доброслободская 6 с. 2

 

+7 (903) 269-99-92

Анализ состава нарушения правил применения ремней безопасности или мотошлемов

 

Множество из водителей автомобиля и их пассажиров допускают нарушение ПДД, которым предусмотрена обязанность использования ремней безопасности при движении ТС. Подобная ситуация наблюдается у мотоциклистов (и водителей мопедов) в контексте использование обязательного средства защиты – шлема – для водителя и пассажира. Несмотря на сравнительно небольшую (для жителя столицы) величину штрафной санкции (одна тысяча рублей), нельзя оставлять без внимания анализ состава правил применения ремней безопасности или мотошлемов, который предусмотрен ст. 12.6 КоАП.

Интересно, что ответственность о мотошлемах для мопедов появились сравнительно недавно (изм. от 8.06.2015), но в ПДД нет соответствующих изменений.

 

Объектом этого нарушения выступают отношения, касающиеся безопасности движения на дорогах. Закон определяет этот термин как такое состояние дорожного движения, при котором применительно к ее участникам отражается защищенность (ее степень) от совершения ДТП и проявления их последствий.

 

Объективная сторона. В данном случае – это невыполнение вышеупомянутого правила, то есть следующих требований:

 

а) во время движения (управления ТС) водитель должен быть пристегнут ремнем безопасности;

б) водитель ТС не должен перевозить пассажиров, нарушающих это требование;

в) водитель мотоцикла обязан управлять им только в застегнутом мотоциклетном шлеме;

г) мотоциклист соответственно не должен перевозить пассажиров без шлема либо в не застёгнутом шлеме.

 

Также ПДД предусмотрено специальное требование к пассажиру мотоцикла: быть в застегнутом мотошлеме (п. 5.1).

 

Следует обратить внимание, что указанные правила касаются всех лиц и их категорий без исключения (!). В том числе инструктора по вождению, водители авто со специальными цветографическими схемами. То же касается и мотошлемов. Кроме того, запрещается эксплуатация ТС, на котором нет таких ремней (при условии, если они предусмотрены конструкцией), а также эти устройства повреждены (есть надрывы на лямке). Отмечаем также, что ответственность наступит для управляющего вне зависимости от права на управление ТС.

 

Субъективная сторона этого состава заключается в «непристегнутости», с умышленной либо с неосторожной формой умысла.

 

При обнаружении проступка, связанного с ремнями или шлемами, на управляющего ТС сотрудником (должностным лицом) органов ГИБДД составляется протокол. Дела рассматриваются начальником ГИБДД (либо заместителем), а также начальником автоматической фиксации и другими лицами по КоАП (ст. 23.3).

 

Днем совершения такого нарушения закон традиционно считает день его обнаружения уполномоченным лицом. Важно, что срок давности, в который водителя могут привлечь за не пристёгнутый ремень, составляет всего-навсего 2 месяца со дня совершения. В качестве места указанных правонарушений признается место непосредственного его обнаружения.

 

В заключение стоит напомнить, что с 2015 года введена ответственность за езду без шлема для управляющего мопедом. Помните, пристегнутый ремень и надетый (и застегнутый) шлем в первую очередь призван обеспечить не требование закона, а безопасность движения на дорогах нашей страны, и следует опасаться не сотрудника ГИБДД, а возможности причинения вреда вашему здоровью.