Порядок рассмотрения и разрешения обращений регулируется ФЗ-№59, а также Инструкцией, утвержденной приказом Ген.прокурора №45 от 30.01.2013 года.
В ОП могут обратиться следующие категории лиц: во-первых, граждане РФ; во-вторых, иностранные граждане; в-третьих, лица без гражданства, в-четвертых, должностные и иные лица.
Существует несколько основных видов обращений: предложение, заявление, жалоба, ходатайство. Первый вид представляет собой рекомендацию лица, обратившегося в ОП, по совершенствованию как самой деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, так и законодательства. Вторым видом выступает просьба лица о содействии в осуществлении, реализации его прав или прав других лиц, закрепленных в конституции. Третим видом является просьба о защите нарушенных прав, их восстановление. Четвертый вид представляет собой также просьбу лица, которое обратилось в ОП, но уже содержащее сведения о признании за этим лицом определенного статуса.
Виды обращений можно разделить на первичное и повторное, индивидуальное и коллективное. Первичное обращение - обращение, содержащее вопрос, который ранее не был предметом рассмотрения в ОП, либо лицо ранее не обращалось с этим вопросом. Повторное - обращение, которое поступило от одного лица и по вопросу, ранее рассмотренному, содержит обжалование предыдущего решения.
Теперь остановимся на порядке рассмотрения и проверки вышеназванных обращений в ОП.
Все обращения, которые поступили в ОП, подлежат в течение 3-х дней обязательной регистрации. Для это ведутся специальные учетные книги обращений, как в письменной форме, так и в электронной. После регистрации руководитель соответствующей прокуратуры назначает ответственного прокурорского работника, на которого возлагается обязанность по разрешению этого обращения и проведению, по необходимости, проверок. Основная ответственность по надлежащему разрешению и проверке обращений лежит на руководителе соответствующего ОП.
Во время рассмотрения и разрешения обращений лицо, которое обратилось с этим обращением в ОП, а также его представитель, имеют право по письменному заявлению знакомиться с необходимыми материалами, в том числе снимать с них копии.
Касаемо сроков рассмотрения, то в случаях, не требующих проведения проверок они разрешаются в течение 15 дней, с проведением проверки - в течение 30 дней со дня их регистрации. По окончании рассмотрения обращений ОП принимают одно из решений: удовлетворено, удовлетворено частично, отклонено, разъяснено, принято иное решение либо направлено.